Быстрее, лучше, точнее: как изменения в каталоге hh.ru сказались на аналитике рынка труда

Вы уже могли заметить, что в прошлом году на hh.ru поменялся каталог специализаций — мы постарались убрать из него всё лишнее и сделать максимально приближённым к реалиям рынка труда. Больше не придётся выбирать, к какой именно профессиональной области принадлежит нужная специализация, или искать одного и того же специалиста в разных профессиональных областях — работать с каталогом стало проще и удобнее.

⏱ 6 минут полезного чтения

Изменения также повлияли на нашу статистику рынка труда, причём в лучшую сторону. Практика показала, что данные сервиса stats.hh.ru стали точнее — как и почему это произошло, мы расскажем в этом материале. Но сначала кратко опишем, в чём суть нового каталога hh.ru.

Меньше, но лучше

Во-первых, мы значительно уменьшили количество специализаций в каталоге — с 621 до 174. Предыдущий каталог создавался таким образом, чтобы в нём можно было найти любую позицию, невзирая на роль в компании, отрасль, функции и уровень должности — отсюда и такое большое число специализаций.

Теперь искать что-либо в каталоге вручную больше не нужно — мы автоматизировали этот процесс. Для поиска вакансий или резюме достаточно указать одну необходимую специализацию, а всё остальное сделает наш умный поиск — основываясь на анализе данных, он подберёт вакансии или специалистов, которые лучше всего подходят под весь набор требований.

Число специализаций в новом каталоге — не окончательное. Мы будем постоянно улучшать и пополнять каталог новыми и актуальными для рынка труда позициями, делая его ещё более удобным и практичным.

При этом основу нашего каталога — профессиональные области — мы почти не трогали. Лишь убрали профобласти «Начало карьеры, студенты» и «Госслужба, НКО», а также перетасовали и переименовали некоторые позиции, сделав их более актуальными и понятными. Например, сократили длинное «Информационные технологии, интернет, телеком» до «Информационные технологии». Или отделили сельское хозяйство от производства, объединив последнее с сервисным обслуживанием, чтобы приблизить каталог к реальным потребностями соискателей и работодателей.

Также мы добавили профобласть «Другое» — она поможет следить за новыми и необычными специализациями, которые постоянно появляются в меняющейся экономической реальности.

Как теперь всё устроено

Благодаря изменениям каталога нам удалось решить сразу несколько проблем. Если в предыдущем каталоге смешивались функции, индустрии и уровни должностей — например, встречались специализации «Ввод данных», «Стартапы», «Начальный уровень, мало опыта», — то в новом такой проблемы нет. Каждая специализация чётко отражает описание одной профессиональной роли в компании — например, «Специалист службы безопасности», «Дата-сайентист» или «Геодезист».

Специализации, как и раньше, группируются в профессиональные области, но изменились связи между ними. В предыдущем каталоге в разных профобластях нередко встречались специалисты с одинаковыми функциями, но разными названиями. Так, специализация «Водитель» относилась к профобласти «Транспорт, логистика», а «Персональный водитель» — к профобласти «Домашний персонал». Это сбивало с толку соискателей и работодателей.

Теперь все специалисты с одинаковыми ролями получили одно универсальное название. Поэтому в новом каталоге одна и та же специализация «Водитель» относится сразу к трём профобластям — «Транспорт, логистика, перевозки», «Домашний, обслуживающий персонал» и «Рабочий персонал». При публикации вакансии рекрутеру достаточно указать одну необходимую специализацию, и её увидят все подходящие соискатели — стало проще и удобнее.

Подсчёт статистики тоже изменился

Перейдём к главному — как изменился наш сервис статистики stats.hh.ru.

Устройство нового каталога сделало удобней поиск работы и специалистов, и одновременно отразилось на учёте статистических данных рынка труда. В абсолютном большинстве случаев изменения оказались позитивными — новые данные на stats.hh.ru стали ещё точнее и лучше отражать реальность.

Однако в одном из случаев мы столкнулись с трудностью — разберём её на примере менеджера по продажам. Теперь при подсчёте числа активных вакансий или резюме в одной из профобластей — например, в «Автомобильном бизнесе» — в неё начали входить все менеджеры по продажам из нашего нового каталога. А их, как вы понимаете, на рынке очень-очень много, и далеко не все из них занимаются продажами автомобилей.

Чтобы решить эту проблему, нам пришлось «разорвать» некоторые связи между специализациями и профессиональными областями при подсчёте статистики. Такой механизм позволяет учитывать специализации только в тех профобластях, где это логично, и получать релевантные данные.

Для сохранения прозрачности наших механизмов мы приводим весь список специализаций и профобластей, связи между которыми нам пришлось устранить. При этом сами специализации и профобласти никуда не делись:

СпециализацияПрофобласть
АдминистраторМедицина, фармацевтика
Спортивные клубы, фитнес, салоны красоты
Туризм, гостиницы, рестораны
Менеджер по продажам, менеджер по работе с клиентамиАвтомобильный бизнес
Маркетинг, реклама, PR
Спортивные клубы, фитнес, салоны красоты
Инженер-технологДобыча сырья
Сельское хозяйство
АналитикПродажи, обслуживание клиентов
Стратегия, инвестиции, консалтинг
Дизайнер, художникСтроительство, недвижимость

hh.индекс стал точнее

Других значимых трудностей с подсчётом новых данных не возникло — как мы уже упоминали, статистика стала лишь лучше отражать реальность. К примеру, точнее стал показатель hh.индекса, отражающий баланс спроса и предложения на рынке труда или в его отдельных сегментах.

Ранее резюме также могло иметь несколько специализаций, но при этом принадлежало только одной профобласти. Это искажало показатели конкуренции, так как люди, ищущие работу в разных сферах, не всегда попадали в общую статистику, а были учтены лишь в одной из профессиональных областей.

Например, резюме водителя могло попасть только в одну профобласть — либо в «Транспорт, логистика», либо в «Домашний персонал». А теперь оно попадает сразу в три — «Транспорт, логистика, перевозки», «Домашний, обслуживающий персонал» и «Рабочий персонал». Таким образом каждая из профобластей пополнилась активными и релевантными резюме — из-за этого вырос показатель hh.индекса.

БылоСтало
ВакансииМожно было выбирать 6 специализаций из разных профобластейМожно выбрать только 1 специализацию
РезюмеМожно было выбирать 3 специализации только в рамках одной ПОМожно выбирать до 5 различных специализаций

Новые значения hh.индекса лучше отражают реальный уровень конкуренции на рынке труда. Например, если ранее hh.индекс в профобласти равнялся семи и обозначал повышенную конкуренцию среди соискателей, то теперь такое же значение отражает умеренную конкуренцию среди них.

Чтобы не запутаться в прошлых и новых значениях hh.индекса, мы приводим таблицу соответствия старых и новых значений индекса, которая поможет объективно оценить уровень конкуренции в той или иной сфере:

Старое значениеНовое значениеИнтерпретация
≤3,9≤1,9острый дефицит соискателей
4,0–4,92,0–3,9дефицит соискателей присутствует, рынок соискателя
5,0–6,94,0–7,9умеренный уровень конкуренции за рабочие места, здоровое соотношение между работодателями и соискателями
7,0–8,98,0–11,9высокий уровень конкуренции соискателей за рабочие места, рынок работодателя
≥9≥12крайне высокий уровень конкуренции соискателей за рабочие места, рынок работодателя

Изменения в каталоге пошли нашему сервису на пользу — мы убедились в этом за год его работы. Воспользовавшись бесплатной аналитикой рынка труда на stats.hh.ru, вы также сможете принести пользу себе или своей компании и быстрее достигнуть поставленных целей.

К другим статьям