Забота о людях делает бизнес успешнее: 5 книг о корпоративной культуре

Главный капитал любой компании — люди, поэтому опытные руководители уделяют много внимания развитию корпоративной культуры. Организация, в которой каждый сотрудник чувствует себя ценным, где мнение каждого учитывается и приветствуется, будет процветать и обгонять конкурентов. Вместе с издательством «Альпина PRO» мы подобрали пять книг для руководителей отделов HR, директоров и топ-менеджеров, которые помогут трансформировать культуру компании и сделать ее прочной основой для развития бизнеса.
Забота о людях делает бизнес успешнее: 5 книг о корпоративной культуре

«Компания для людей. Как сохранить душу бизнеса в эпоху тотальной цифровизации»,
Ришад Тобакковала

Когда сотрудники чувствуют, что компания их ценит, они больше вовлечены в работу и более эффективны. Ришад Тобакковала, проработавший 37 лет в международной маркетинговой компании Publicis Group, считает, что многие компании чрезмерно увлекаются цифрами и забывают о людях — из-за этого вовлеченность и креативность сотрудников падает, а с ними падает и прибыль.

В книге «Компания для людей. Как сохранить душу бизнеса в эпоху тотальной цифровизации» Ришад Тобакковала рассказал о том, как найти баланс между цифрами и людьми. Автор помогает «очеловечивать данные» и объясняет, как на сотрудников влияет постоянная работа перед мониторами, зачем организовывать в компании арт-клуб и приглашать художников, и как проводить осмысленные, полезные для всех совещания. Последняя глава посвящена тому, как руководить с душой и выработать стиль управления, который позволит найти баланс между данными и здравым смыслом.

Книгу можно читать, начиная с любой главы и в любом порядке, что будет удобно для руководителей и HR-директоров с плотным графиком.

«Эта книга о том, как обновлять «прошивки» людей и компаний, учитывая и рациональную, и эмоциональную составляющие. Бизнес не должен сбрасывать со счетов не поддающиеся измерению величины: людей, их чувства, а также культуру организации — то, что я называю «душой компании». В этом ключевая идея. Душа особенно важна, когда люди и компании пересматривают свой путь развития, готовясь к будущему, наполненному цифровыми устройствами, распределенными сетевыми технологиями, аналитикой данных и искусственным интеллектом».

Забота о людях делает бизнес успешнее: 5 книг о корпоративной культуре

«Секрет Власти. Принципы позитивного управления»,
Виталий Антощенко

За почти 30 лет руководства «Объединенной консалтинговой группой» Виталий Антощенко выработал позитивные методы управления, которые позволяют созидательно влиять на сотрудников и приводят бизнес к процветанию. Он утверждает, что главный смысл управления — создавать чувство защищенности и устойчивости. Для этого руководитель должен обладать сильной властью — то есть сохранять самообладание, быть незаметным, воодушевлять и легко адаптироваться.

В книге Виталий Антощенко объясняет суть позитивного управления и предлагает читателю инструменты, помогающие построить сильную власть. Автор советует учитывать не только психологию поведения сотрудников, но и ознакомиться с нейробиологией — знания о работе мозга можно использовать для более совершенного управления. Кейсы, которые автор использует в качестве примеров, взяты из отечественной истории — например, непригодность агрессивных управленческих инструментов он доказывает на примере Сталина, а раздел об авторитете руководителя начинается с того, как управлению обучали цесаревичей.

«Эта книга про истинно сильную Власть, с помощью которой можно творить чудеса, воодушевляя сотрудников. Эта книга про то, как влюбить сотрудников в свою работу и свою компанию. Про то, как управлять с помощью уважения, а не должности или денег. Матрица Власти расскажет о том, как важно воспитать позитивное отношение к себе и к жизни, что послужит благополучию личному и общественному».

Забота о людях делает бизнес успешнее: 5 книг о корпоративной культуре

«Работа без страха. Как создать в компании психологически безопасную среду для максимальной командной эффективности»,
Эми Эдмондсон

Культура молчания может привести к застою и даже краху бизнеса, не говоря о снижении психического здоровья сотрудников. Люди не любят сообщать плохие новости, а руководители не любят их получать — в итоге многие проблемы остаются незамеченными или к их решению приступают слишком поздно.

Эми Эдмондсон, профессор лидерства и менеджмента Гарвардской школы бизнеса, написала книгу о том, как психологическая безопасность влияет на эффективность бизнеса и помогает предотвращать трагедии, как создать правильный рабочий климат в своей организации и как быть лидером, поощряющим сотрудников высказывать любые идеи и замечания.

В основе книги — исследования, наблюдения и опыт многих компаний, которые понесли ущерб из-за культуры молчания. Она поможет руководителям перестроить корпоративную культуру, избавить сотрудников от страха и вернуть в бизнес дух креативности и инноваций.

«Организации, которые стремятся оставаться конкурентоспособными при помощи непрерывного обучения и гибкой реализации стратегии, должны культивировать среду без страха, поощряющую людей говорить. В любой компании, которая процветает в нашем сложном и неопределенном мире, лидеры должны внимательно слушать с глубоким пониманием того, что люди являются и датчиками, улавливающими сигналы необходимости изменений, и источником новых творческих идей, которые следует тестировать и воплощать в жизнь».

Забота о людях делает бизнес успешнее: 5 книг о корпоративной культуре

«Трансформация корпоративной культуры. Важные детали, без которых ничего не работает»,
Джон Катценбах

Джон Катценбах более 50 лет консультировал руководителей в области корпоративной культуры и организационной эффективности. Вместе со своими коллегами Джеймсом Томасом и Гретчен Андерсон он написал книгу о том, как сделать корпоративную культуру катализатором изменений в бизнесе. Авторы утверждают, что проблемы культуры универсальны для всех организаций. В своей работе они объясняют, как найти неформальных лидеров, определить культурные черты компании и модели поведения сотрудников и как использовать эти данные в разных сферах бизнеса для улучшения эффективности.

Книга построена в формате беседы — СЕО Алекс обсуждает с Джоном Катценбахом вопросы, которые возникают у него в процессе управления компанией. Разговоры основаны на реальных консультациях Джона, поэтому для многих лидеров проблемы Алекса окажутся знакомыми, а советы эксперта — полезными и применимыми в их организациях.

«Культуры могут меняться, но изменения происходят медленно, если не совершить целенаправленное вмешательство. Субкультуры есть в любой организации, и они могут быть мощным источником эмоциональной идентификации, но существует и корпоративная культура, обладающая собственной эмоциональной силой. Этот и другие парадоксы лежат в основе понимания того, как следует управлять культурой вашей организации. Эта книга призвана научить вас распознавать эмоции и отношения в организации, а также их локальные различия и влияние, которое они оказывают на вашу стратегию и возможности ее реализации».

Забота о людях делает бизнес успешнее: 5 книг о корпоративной культуре

«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик»,
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин

В производственных травмах виновата не только человеческая неосторожность или небезопасные условия, но и культура организации в целом. Если правильно внедрить охрану труда в корпоративную культуру, можно уменьшить количество травм и аварий, сократить убытки и уровень стресса в компании.

Павел Захаров и Сергей Пересыпкин, эксперты в области производственной безопасности, проанализировали труды международных лидеров в этой отрасли и собрали их ключевые идеи в своей книге. Авторы последовательно объясняют, что делать, если правила безопасности нарушаются намеренно, что изменить в корпоративной культуре, чтобы привить сотрудникам новые модели поведения и как должен вести себя лидер, чтобы атмосфера и настроение в команде предполагали ответственный подход к работе.

Книга рассказывает о последних разработках в области охраны труда и помогает выстроить культуру безопасности — она подойдет для директоров производственных предприятий и руководителей служб охраны труда.

«Наша книга далека от научно-технического изыскания. Напротив: это обобщение практического опыта по производственной безопасности в нефтяной и газовой промышленности в России и за рубежом. Мы полагаем, что при внимательном прочтении и осмыслении этой книги вы приобретете набор инструментов и понятий, доказавших свою эффективность в снижении травматизма и аварийности в организациях и способствующих формированию достойной культуры безопасности».

○ Не пропустите нашу подборку книг о навыках успешного лидера

Назад к статьям